Новости

Оптовые цены на бензин, пошедшие в гору еще в период новогодних каникул, продолжают расти. За вторую половину января, по разным данным, они выросли на 6-15%. Эксперты прогнозируют, что в феврале вслед за ними двинутся и розничные цены, которые с конца сентября почти не менялись.

По данным информационного агентства “Кортес”, отслеживающего ситуацию на топливном рынке, с 13 по 27 января в России средневзвешенные оптовые цены на дизельное топливо поднялись на 10% до 15 228 руб./т, на бензин А-80 — на 13% до 15 872 руб./т, А-92 — на 12% до 18 028 руб./т, А-95 — на 6% до 18 400 руб./т. Аналитик “Кортеса” Людмила Лурье отмечает, что основной рост произошел с 13 по 20 января, а на минувшей неделе он замедлился. Схожие данные от Русского топливного агентства опубликовал “Интерфакс”. В среднем по России с 11 по 24 января дизельное топливо и бензин А-92 подорожали на 8% до 15 914 руб./т и 15 494 руб./т соответственно, а цена низкооктанового бензина А-80 поднялась на 15% до 14 100 руб./т. Несколько скромнее росли цены в столичном регионе. По данным мониторинга Московской топливной ассоциации (МТА), за две недели дизельное топливо в оптовом звене подорожало на 8% до 17 325 руб./т, А-80 — на 7% до 14 350 руб./т, А-92 — на 5% до 16 650 руб./т и А-95 — на 2% до 18 100 руб./т.

Лурье из “Кортеса” считает основной причиной роста оптовых цен на бензин увеличение мировых, а вслед за ними и внутренних цен на нефть. Если в декабре для российских НПЗ нефть с поставкой в январе стоила 5600 руб./т, то в январе февральское сырье торговалось в среднем уже по 7500 руб./т. “Участники рынка прекрасно знают это и, справедливо опасаясь скачка цен в феврале, поспешили закупить нефтепродукты по максимуму, — говорит Лурье. — Отсюда ажиотажный спрос и рост цен. И этому не помешали даже сильные морозы, которые, казалось бы, должны были снизить спрос”. Она также отмечает, что из-за похолодания немного снизилась добыча нефти, что тоже повлияло на ее цену. Лурье добавляет, что цены на нефтепродукты могли бы вырасти еще больше, если бы правительство не отменило в этом году индексацию акцизов на них.

По мнению эксперта, можно ждать дальнейшего удорожания нефти, а вслед за ним и топлива, поскольку с февраля снижается экспортная пошлина на сырье со $179,6 до $160,8 за тонну. Это означает, что экспорт станет более привлекательным и предложение на внутреннем рынке снизится. Пока что рост цен в оптовом звене не сказался на рознице, но уже в начале февраля владельцы АЗС могут приступить к переписыванию ценников. “Даже если вертикально-интегрированные нефтекомпании решат продолжить свой прошлогодний мораторий, независимые торговцы будут вынуждены поднять цены, а их доля на розничном рынке намного больше”, — заключает эксперт.

Впрочем, исполнительный директор МТА Григорий Сергиенко считает, что роста потребительских цен не стоит ждать ранее второй половины февраля. “С октября и до конца года оптовые цены снижались в гораздо большей степени, чем розничные, и у АЗС накопился достаточно большой запас прочности”, — говорит собеседник “Ведомостей”. Впрочем, отмечает он, сейчас оптовые цены вернулись к уровню конца сентября, и если их рост не продолжится, то и в рознице перемен не предвидится.

Однако чиновники существенного роста цен не наблюдают. По данным Минпромэнерго, если 12 января средневзвешенная оптовая цена бензина А-92 составила 17 259 руб./т, то 18 января — 17 348 руб./т. Представитель министерства сказал “Ведомостям”, что это всего лишь коррекция рынка после новогодних каникул, когда спрос был существенно ниже, чем обычно. В целом же в 2006 г. чиновники ожидают роста цен на нефтепродукты не выше уровня инфляции.