Новости

В Москве появятся автозаправки под брэндом англо-голландской Royal Dutch / Shell. Первая АЗС откроется уже в этом году, в дальнейшем сеть Shell расширится примерно до 30 станций, среди которых будут как вновь построенные, так и купленные у других компаний. Ближайшая цель экспансии Shell - занять 10% рынка бензина в Москве. Аналитики, хотя и считают решение Shell логичным, отмечают, что московский рынок уже насыщен. "Мы выиграли тендер правительства Москвы на право аренды трех участков для строительства автозаправочных станций", -рассказал директор по связям с общественностью российского представительства Royal Dutch / Shell Максим Шуб. По его словам, тендер был проведен в рамках городской целевой программы по переводу муниципального транспорта на газовое топливо. Шуб, впрочем, уточнил, что Shell планирует строить сеть обычных АЗС, из которых только некоторые будут многофункциональными, то есть смогут заправлять автомобили газовым топливом.

По данным исполнительного директора Российского топливного союза (РТС) Григория Сергеенко, Shell еще в прошлом году было предложено 12 участков под строительство АЗС. "Компания сейчас анализирует, насколько они пригодны для этих целей, - говорит Сергеенко. - Думаю, для строительства подойдут не более 30% участков". Он также отмечает, что строительство газовых АЗС может стать привлекательным только с ростом цен на бензин, и напоминает, что начиная со второй половины 1980-х правительство Москвы предпринимало несколько попыток реализации программы развития газовых заправок, но все эти инициативы сходили на нет. "Со стороны государства необходимы налоговые преференции для водителей, использующих газовое топливо", - уверен он. А сейчас разница в цене между газом и бензином слишком мала, чтобы окупить дополнительные затраты на оборудование автомобиля газобаллонной аппаратурой. Таким образом, можно с уверенностью прогнозировать, что большинство АЗС Shell в Москве будут именно бензиновыми.

Аналитики оценивают среднюю стоимость российской АЗС в $350 - 500 тыс. "Впрочем, эти цены актуальны для регионов, - отмечает эксперт ИК "Брокеркредитсервис" Максим Шеин. - В Москве такая же станция стоит уже около $1 млн". Во всяком случае, примерно столько, по его словам, стоила одна заправка ТНК-ВР.

Точное число АЗС, которые Shell планирует построить в Москве и области, пока не определено, но, по словам Максима Шуба, речь идет примерно о 30 заправках, и первая появится в Москве уже в 2006 году. Он также отметил, что обычной для развития сети практикой является как постройка новых АЗС, так и приобретение действующих с их последующим ребрэндингом. Однако ответить на вопрос, сколько именно АЗС Shell намерена купить и у кого, Шуб не смог, сказав лишь, что "все определится в процессе развития сети". Так или иначе на рынке Москвы Shell рассчитывает занять около 10%, пояснил он.

Президент Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша считает, что для Royal Dutch / Shell, которая сейчас не присутствует на розничном рынке топлива в Москве, вполне логично начинать осваивать этот сектор. Тем более что компания Salym Petroleum Development, в которой Shell принадлежит 50-процетная доля (вторая половина - у ОАО "Эвихон", ее контролирует Sibir Energy Шалвы Чигиринского), будет с этого года поставлять нефть на Московский НПЗ. Таким образом, сеть собственных АЗС создается Shell для реализации топлива российского производства.

Однако участники рынка предупреждают, что сейчас все нефтяные компании развивают свои сети АЗС и мест для новых игроков становится все меньше. "С точки зрения потребителя, рынок сейчас сбалансирован, все места в Москве заняты, число желающих превышает возможности рынка, - считает Аркуша. - Я бы посоветовал Shell скорее скупать действующие станции". "Последние три года довольно сложно найти участки под АЗС, поскольку правительство города с большей охотой использует землю под строительство жилья и торговые объекты, - вторит ему Григорий Сергеенко из РТС. - Тем более что топливный рынок в столице весьма конкурентен, очереди минимальны, хотя, конечно, в сравнении с европейским он еще не слишком развит".