Новости

Как стало известно RBC daily, правительство Москвы выделяет сто участков под постройку АЗС. На двадцать пять из них претендует «Роснефть», у которой сейчас нет ни одной собственной заправки в столице. Аналитики объясняют поздний выход компании на рынок желанием получить дополнительную прибыль, что сделает ее акции еще более дорогими. По мнению экспертов, «Роснефть» получит землю, даже несмотря на то что в конкурсе участвует «любимица» Юрия Лужкова – «Московская топливная компания». Однако они сомневаются, что «Роснефть» сможет стать лидером московского бензинового ритейла: она вышла на рынок слишком поздно.

В настоящее время «Роснефть» добывает более 16,1% всей нефти в России. Суточная добыча нефти в дочерних обществах компании по итогам 2005 г. выросла на 11,8% – с 446 тыс. барр. на 1 января 2005 г. до 501 тыс. барр. на 31 декабря 2005 г. 100% минус одна акция компании находится в собственности государственного ОАО «Роснефтегаз» (одна акция принадлежит ФАУФИ). В соответствии с опубликованной отчетностью по стандартам US GAAP, за 2005 г. «Роснефть» заработала 4,16 млрд долл. чистой прибыли. Прибыль до уплаты процентов, налогов и амортизации (EBITDA) увеличилась до 7 млрд долл., суммарная выручка составила 23,9 млрд долл. В 2005 г. объем чистого долга «Роснефти» сократился на 13% – до 11 млрд долл. Как отмечается в отчетности, прочность финансового положения компании была подкреплена стабилизацией деятельности ОАО «Юганскнефтегаз» в первой половине 2005 г., ценами на нефть и нефтепродукты, ростом производства, оптимизацией логистики. Под маркой компании работают более 620 АЗС, из них 70 – на условиях франчайзинга.

На московский топливный рынок «Роснефть» вышла позже всех остальных игроков – в сентябре 2005 г. Тогда госкомпания заключила джобберский договор с «ЕКА-АЗС», которой принадлежат 53 АЗС в Москве (7,18% рынка). Собственными заправками «Роснефть» обзаводиться не спешила. В компании неоднократно говорили о намерениях расширить сеть АЗС, однако подробности раскрывать отказывались, объясняя это тем, что прогнозы и грядущий выпуск ценных бумаг несовместимы.

Как стало известно RBC daily, правительство Москвы выделило сто участков под строительство новых АЗС. На них претендуют «Московская топливная компания», ТНК-ВР, «ЛУКОЙЛ», «Татнефть» и «Роснефть», которая рассчитывает получить сразу двадцать пять участков. Сейчас компании, которым предстоит участвовать в тендере, намеченном на осень 2006 г., занимаются подготовкой исходно-разрешительной документации. Участки достанутся тем, кто подготовит самые лучшие проекты. По оценке исполнительного директора Московского топливного союза (МТС) Григория Сергиенко, на конкурс выставлены отнюдь не самые лучшие места – рядом с работающими АЗС и вдалеке от центра города. «Все хорошие участки уже давно разобраны», – объясняет он. Однако в преддверии насыщения столичного рынка, объем которого оценивается более чем в 2,5 млрд долл., компании начинают интересоваться и тем, что осталось.

В «Роснефти» подтвердили планы по строительству собственных АЗС, однако от комментариев снова отказались. По подсчетам аналитиков, размер инвестиций в проект может достигать 100 млн долл.: по данным МТС, сейчас стоимость одной заправки в Москве составляет 3-4 млн долл. «В последний год строительство заправочных станций подорожало, к тому же в столице востребованы только современные заправки», – поясняет Григорий Сергиенко.

Намерения госкомпании удивили аналитиков. «"Роснефть" раньше не проявляла большой активности на московском розничном рынке, так как здесь традиционно значительную роль играют компании, связанные с Московским нефтеперерабатывающим заводом. Они работают с наименьшими издержками, а различные негласные соглашения о разделе рынка сдерживали возможность появления новых компаний, по крайней мере, под своими брендами», – поясняет аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. С ним соглашается начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин, который, впрочем, отмечает, что сейчас продажа нефтепродуктов наиболее выгодна: доходы от реализации барреля высокооктанового бензина в шесть раз выше, чем барреля сырой нефти. Интернет магазин пряжи Домпряжи.рф - Толстая пряжа собственного производства.

Аналитик ИГ «Петромаркет» Анатолий Каретников считает, что «Роснефть», как и «Татнефть», решила воспользоваться карт-бланшем правительства на вытеснение с рынка независимых трейдеров. «Слухи о некачественном бензине на АЗС, не контролируемых нефтяниками, можно считать карт-бланшем правительства на продвижение брендов добывающих компаний в массы, к тому же большая часть нефтяных структур контролируется именно властями», – поясняет он. Владислав Кочетков считает, что «Роснефть» таким образом намерена повысить стоимость своих акций. «Для повышения капитализации ей нужно присутствовать на наиболее емком и динамичном в России рынке», – говорит он.

Впрочем, эксперты сомневаются в том, что «Роснефть» сможет войти в пятерку самых крупных ритейлеров Москвы. «Компания наверняка выходит на топливный рынок при поддержке государства, однако ее присутствие там, скорее всего, будет номинальным: перед размещением она продемонстрирует высокие темпы роста АЗС, но потом их количество в Москве снизится и останется на уровне 50-70 шт.», – прогнозирует аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов. С ним соглашается Григорий Сергиенко, который напоминает, что с каждым годом все меньше существует свободной земли, и почти не осталось независимых операторов, которых можно перекупить.