«РОСНЕФТЬ» ХОЧЕТ СТРОИТЬ АЗС В МОСКВЕ. Компания планирует получить четверть из ста участков под АЗС, выделяемых мэрией столицы
Как стало известно RBC daily, правительство Москвы выделяет сто участков под постройку АЗС. На двадцать пять из них претендует «Роснефть», у которой сейчас нет ни одной собственной заправки в столице. Аналитики объясняют поздний выход компании на рынок желанием получить дополнительную прибыль, что сделает ее акции еще более дорогими. По мнению экспертов, «Роснефть» получит землю, даже несмотря на то что в конкурсе участвует «любимица» Юрия Лужкова – «Московская топливная компания». Однако они сомневаются, что «Роснефть» сможет стать лидером московского бензинового ритейла: она вышла на рынок слишком поздно.
В настоящее время «Роснефть» добывает более 16,1% всей нефти в России. Суточная добыча нефти в дочерних обществах компании по итогам 2005 г. выросла на 11,8% – с 446 тыс. барр. на 1 января 2005 г. до 501 тыс. барр. на 31 декабря 2005 г. 100% минус одна акция компании находится в собственности государственного ОАО «Роснефтегаз» (одна акция принадлежит ФАУФИ). В соответствии с опубликованной отчетностью по стандартам US GAAP, за 2005 г. «Роснефть» заработала 4,16 млрд долл. чистой прибыли. Прибыль до уплаты процентов, налогов и амортизации (EBITDA) увеличилась до 7 млрд долл., суммарная выручка составила 23,9 млрд долл. В 2005 г. объем чистого долга «Роснефти» сократился на 13% – до 11 млрд долл. Как отмечается в отчетности, прочность финансового положения компании была подкреплена стабилизацией деятельности ОАО «Юганскнефтегаз» в первой половине 2005 г., ценами на нефть и нефтепродукты, ростом производства, оптимизацией логистики. Под маркой компании работают более 620 АЗС, из них 70 – на условиях франчайзинга.
На московский топливный рынок «Роснефть» вышла позже всех остальных игроков – в сентябре 2005 г. Тогда госкомпания заключила джобберский договор с «ЕКА-АЗС», которой принадлежат 53 АЗС в Москве (7,18% рынка). Собственными заправками «Роснефть» обзаводиться не спешила. В компании неоднократно говорили о намерениях расширить сеть АЗС, однако подробности раскрывать отказывались, объясняя это тем, что прогнозы и грядущий выпуск ценных бумаг несовместимы.
Как стало известно RBC daily, правительство Москвы выделило сто участков под строительство новых АЗС. На них претендуют «Московская топливная компания», ТНК-ВР, «ЛУКОЙЛ», «Татнефть» и «Роснефть», которая рассчитывает получить сразу двадцать пять участков. Сейчас компании, которым предстоит участвовать в тендере, намеченном на осень 2006 г., занимаются подготовкой исходно-разрешительной документации. Участки достанутся тем, кто подготовит самые лучшие проекты. По оценке исполнительного директора Московского топливного союза (МТС) Григория Сергиенко, на конкурс выставлены отнюдь не самые лучшие места – рядом с работающими АЗС и вдалеке от центра города. «Все хорошие участки уже давно разобраны», – объясняет он. Однако в преддверии насыщения столичного рынка, объем которого оценивается более чем в 2,5 млрд долл., компании начинают интересоваться и тем, что осталось.
В «Роснефти» подтвердили планы по строительству собственных АЗС, однако от комментариев снова отказались. По подсчетам аналитиков, размер инвестиций в проект может достигать 100 млн долл.: по данным МТС, сейчас стоимость одной заправки в Москве составляет 3-4 млн долл. «В последний год строительство заправочных станций подорожало, к тому же в столице востребованы только современные заправки», – поясняет Григорий Сергиенко.
Намерения госкомпании удивили аналитиков. «"Роснефть" раньше не проявляла большой активности на московском розничном рынке, так как здесь традиционно значительную роль играют компании, связанные с Московским нефтеперерабатывающим заводом. Они работают с наименьшими издержками, а различные негласные соглашения о разделе рынка сдерживали возможность появления новых компаний, по крайней мере, под своими брендами», – поясняет аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. С ним соглашается начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин, который, впрочем, отмечает, что сейчас продажа нефтепродуктов наиболее выгодна: доходы от реализации барреля высокооктанового бензина в шесть раз выше, чем барреля сырой нефти. Интернет магазин пряжи Домпряжи.рф - Толстая пряжа собственного производства.
Аналитик ИГ «Петромаркет» Анатолий Каретников считает, что «Роснефть», как и «Татнефть», решила воспользоваться карт-бланшем правительства на вытеснение с рынка независимых трейдеров. «Слухи о некачественном бензине на АЗС, не контролируемых нефтяниками, можно считать карт-бланшем правительства на продвижение брендов добывающих компаний в массы, к тому же большая часть нефтяных структур контролируется именно властями», – поясняет он. Владислав Кочетков считает, что «Роснефть» таким образом намерена повысить стоимость своих акций. «Для повышения капитализации ей нужно присутствовать на наиболее емком и динамичном в России рынке», – говорит он.
Впрочем, эксперты сомневаются в том, что «Роснефть» сможет войти в пятерку самых крупных ритейлеров Москвы. «Компания наверняка выходит на топливный рынок при поддержке государства, однако ее присутствие там, скорее всего, будет номинальным: перед размещением она продемонстрирует высокие темпы роста АЗС, но потом их количество в Москве снизится и останется на уровне 50-70 шт.», – прогнозирует аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов. С ним соглашается Григорий Сергиенко, который напоминает, что с каждым годом все меньше существует свободной земли, и почти не осталось независимых операторов, которых можно перекупить.
- Подробности
- Категория: Текущие
- Опубликовано: 05 Июнь 2006
- Просмотров: 1988