Новости

В течение ближайшего полугодия, в лучшем случае года, ресурсы адаптации российской экономики к росту цен на нефтепродукты будут исчерпаны - при сохранении нынешних сверхвысоких цен на нефть. А вот для российского потребителя предел роста цены бензина - 20-22 рубля за литр. Такую настораживающую картину ближайшего будущего вчера нарисовал экс-министр топлива и энергетики, председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник.

На этот раз маститый прогнозист был весьма осторожен в своих оценках. В самом деле, слова о необходимости переварить высокие цены и на нефть, и на нефтепродукты уже стали общим местом, а российский водитель, ежедневно заезжающий на заправочную станцию, в этом году уже отвык от роста цен. За семь месяцев этого года розничные цены повысились всего-то на 2,5 процента. Сравним с показателем этого же периода 2004 года - 32 процента, - и все становится ясно: стабильность на дворе. Итак, от калейдоскопического мелькания ценников автолюбители отвыкли, а вот к крайне высокому нынешнему уровню цен привыкли: от 18 до 22 рублей за литр, если учесть их перепад во всех городах и весях огромной страны. Так что "пределом в 20-22 рубля, за которым вероятен кризис", мало кого напугаешь. Тем более что и пугаться-то бессмысленно. А "народные протесты" обычно бывают мероприятием вполне дозированным, направленным на гладкое прохождение каких-либо законотворческих новелл, как было зимой прошлого года с "антимонополистическим" законопроектом.

И сказать в этом случае, что осенью цена повысится максимум на 10 процентов, как о том уже отрапортовали эксперты Российского топливного союза, было бы информативно, но мелковато. И дело даже не в эффекте "сбывшегося прогноза", который часто является плодом таких воздействий на рынок. Да и причины вероятного роста цен лежат в сфере вполне ожидаемой: существенно увеличиваются месяц от месяца оптовые цены, по которым нефтепродукты отпускаются с НПЗ. А уже о том, что надо "отвязывать" НДПИ от мировых цен на нефть и уменьшать налоговую нагрузку на "нефтянку", все говорят так много и убедительно, что даже нефтяные олигархи поверили в свою горькую участь и бесконечные страдания.

Нет, Юрий Шафраник явно претендует на большую роль, чем быть справочником для клиентов бензоколонок. Именно поэтому его традиционная пресс-конференция вчера окрасилась в макроэкономические и даже геополитические тона.

Так, от имени Союза нефтегазопромышленников Юрий Шафраник анонсировал возобновление диалога крупных нефтяных компаний и правительства осенью этого года, поскольку "на крупный бизнес равняются другие игроки", а сама эта организация уже внесла в правительство ряд своих предложений. О чем эти предложения, сказано, правда, не было. Да, помнится, аналогичный пакет вносился этим союзом и год назад. Но там произошло по лучшим канонам пиаровских технологий: о предложениях и прочих наработках сообщено было на всех углах, а вот о позитивных (или любых других) результатах никто ничего не услышал. И сейчас не слышно, хотя, как видим, подошла пора гнать очередную волну активности. Онлайн Поиск Видео https://gigale.com/ на сайте gigale.com

Лишь однажды Юрий Шафраник приоткрыл завесу тайны над "ноу-хау" союза: "Тезис социального партнерства большого бизнеса и правительства изжил себя и вреден для российской экономики". А на смену ему должна прийти "социальная ответственность крупного бизнеса". Анализировать степень новизны этих идей даже неловко. А вот если соотнести их с другим утверждением экс-министра о том, что "крупные нефтяные компании последние два года ведут себя вполне ответственно", то напрашивается вывод, что призыв обращен к металлургическим или телекоммуникационным компаниям. Но позвольте, причем здесь Союз нефтегазопромышленников? Тем более что похоже на правду то, что скандалы 2004 года, когда беспредел на рынке бензина вынудил вмешаться в ситуацию президента страны, многому научил топливных олигархов. И они будут вести себя прилично, к тому же держа в уме 2008 год.