Новости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена усилить контроль за деятельностью Московской топливной ассоциации (МТА), которая, по мнению чиновников, провоцирует ажиотаж на рынке нефтепродуктов, прогнозируя рост цен. Вчера глава ФАС Игорь Артемьев напомнил, что подобные публичные заявления относятся к "противоправным мерам". Президент МТА Евгений Аркуша, крайне удивленный заявлением Артемьева, говорит, что в своем выступлении лишь "констатировал факты".

Поводом для недовольства ФАС послужило недавнее выступление президента МТА Евгения Аркуши. По оценкам МТА, пик ценового подъема следует ожидать в сентябре, когда максимальная цена марки АИ-95 составит 21руб. за литр, а АИ-92- 20 руб. за литр. При этом глава МТА считает, что к топливному кризису это не приведет, поскольку недостатка нефтепродуктов на рынке нет.

Однако эти прогнозы ассоциации в ФАС расценили как провокацию. По мнению главы ФАС Игоря Артемьева, МТА "заранее готовит общественное мнение к повышению цен на бензин". "Мы можем трактовать их действия (МТА.- "Бизнес") как противоправные",- предупредил вчера Артемьев.

При этом чиновник оговорился, что речь идет только о предупреждении и пожеланиях ФАС, поскольку нынешнее законодательство не предусматривает более жестких мер по отношению к таким "провокаторам". И только с 1 октября 2006 года, то есть с момента вступления в действие нового закона "О защите конкуренции", антимонопольные органы могут привлечь такого нарушителя к административной ответственности.

В Московской топливной ассоциации обвинения ФАС восприняли с удивлением. "Рост цен на бензин начался с июля.

Тогда я отправил письмо в территориальное управление ФАС по Москве с предупреждением, что за ростом оптовых цен на бензин последует повышение цен в рознице.

Этот прогноз сбылся, поэтому мое недавнее заявление - лишь констатация факта",- заявил "Бизнесу" президент МТА Евгений Аркуша.

Между тем, не дожидаясь итогов переговоров с МТА, Игорь Артемьев готов продолжить консультации с нефтяными компаниями на предмет сдерживания цен на бензин. Кроме того, Артемьев не оставляет идею по созданию нефтяной биржи. "Еслибудет большое количество игроков на бирже, то будет введено нормальное ценообразование на нефтепродукты. Сейчас этот рынок достаточно закрытый, чем явно пользуются компании для оптимизации своих финансовых потоков",- комментирует начальник отдела исследований ИК "Рим" Михаил Армяков.

В свою очередь Евгений Аркуша хотя и не отрицает целесообразности биржевой торговли, тем не менее считает, что эта мера вряд ли позволит стабилизировать цены на нефтепродукты. Во многих западных странах торговля нефтепродуктами проходит на бирже, однако цены на них все равно растут - сказывается повышенный спрос. "Правительство должно радикально изменить налогооблагаемую базу для нефтяников, но власти не хотят идти на этот шаг",- сетует президент МТА.