Новости

Похоже у автомобилистов появился новый защитник - Федеральная Антимонопольная Служба. В начале года она уже заявила о себе громкими делами с парковками около московских аэропортов, а теперь вот взялась за непомерные цены на автомобильное топливо. Подтолкнуть ФАС к интенсивным действиям помог аж сам президент России - Дмитрий Медведев.

Именно он на днях обратил свое внимание на эту "больную" проблему, охарактеризовав положение дел на рынке как "безобразное".

И ведь, действительно, последние несколько лет цены на топливо стабильно ползли вверх. А поставщики объясняли это высокой стоимостью "черного золота". Логично предположить, что после падения цены на нефть ниже 70 долларов за баррель (т.е за последние 3 месяца - в два раза), цены на бензин должны снизиться с такой же скоростью и в таком же объеме.

По словам главы ФАС Игоря Артемьева, ведомство проанализировало ситуацию с ценами на топливо на мировом рынке. И во всем мире цены существенно снижаются. К примеру с начала сентября оптовые цены на бензин снизились в США на 20%, а Европе на 14%. При этом основное снижение произошло в течение недели обвала цен на нефть. В России же с начала октября ничего не изменилось, более того, дизельное топливо даже подорожало! Поэтому ФАС направила письма с предупреждением 7-и крупнейшим нефтяным компаниям ("ЛУКОЙЛ", «Газпром нефть», «Роснефть», «Сургутнефтегаз», "ТНК-ВР", «Татнефть» и НК «Альянс») с требованием немедленно снизить розничные цены на топливо.

В противном случае, ФАС грозится завести целую серию дел на эти компании, получающие в текущих условиях сверхприбыль.

Глава ведомства особенно отметил, что в течение первых двух недель после получения писем, у руководства компаний есть возможность добровольно снизить цены на топливо. Иначе это придется сделать в обязательном порядке с уплатой многомиллиардных оборотных штрафов. К слову, этим летом ФАС уже возбуждала дела по топливным ценам на "ЛУКОЙЛ", "Газпром нефть", "ТНК-ВР", "Сургутнефтегаз" и "Роснефть".

Однако решения в судах по большей части из них пока нет, а по тем, что признаны виновными - не определены штрафы. Так же опыт препирательств у ФАС был и с администрациями аэропортов. И так же безуспешно. Аналитики сомневаются в эффективности ведомства, адвокаты компаний будут биться до последнего, оправдывая высокие цены на свою продукцию и отсутствие сговора. "Скорее всего ситуацию спустят на тормозах, снизив розницу на 2-3%", - прокомментировал ситуацию специалист, пожелавший остаться неизвестным.

Схожего мнения придерживается и директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александр Шток. По его словам, нефтяные гиганты будут изо всех сил держать цену на прежнем уровне.

И скорее всего им удасться договориться с правительством о сохранении цен на топливо, чтобы компенсировать потерянную прибыль из-за резкого падения цен на нефть. Так или иначе, ФАС сдаваться не собирается. В службе уверены, что нефтяные компании можно поставить на место и они смогут сделать это.