Что для Вас является главным при выборе АЗС для заправки автомобиля?
Всего голосов: 357
«Сегодняшнее состояние нефтепереработки далеко от идеала… … но заслуживает внимания тенденция»
Так сказал министр энергетики Сергей Шматко во время дебатов после сделанного им в Госдуме доклада об итогах работы нефтеперерабатывающего сектора. Действительно, об идеале речи не идет: по итогам 2009 года средний показатель индекса Нельсона по крупным российским НПЗ составил 4,37, средняя глубина переработки — 71,8%. И хотя объемы переработки нефти в России стабильно растут, пропорции производства отдельных видов продуктов практически не меняются, и российская нефтепродуктовая корзина не светлеет. В 2009 году, как и пять лет назад, более четверти выпущенных объемов пришлось на мазут, производство которого растет вместе с производством более качественных бензинов.
Министр признал, что налоговое законодательство пока плохо стимулирует нефтяников к модернизации НПЗ. Но, тем не менее, модернизация идет: ее прогресс иллюстрирует ввод в эксплуатацию новых объектов практически на каждом крупном российском НПЗ. Это, вероятно, и есть та самая тенденция, которая заслуживает внимания.
Кризис кризисом, но базовые показатели российской нефтепереработки по итогам 2009 года особенно не пострадали. С учетом мини-НПЗ, отечественные предприятия переработали 235,55 млн тонн нефти. Снижение по сравнению с прошлым годом (235,7 млн тонн) оказалось минимальным, как, собственно, и прогнозировало, например, Министерство экономического развития.
Мало изменились и объемы производства основных видов нефтепродуктов: бензинов и мазута было выработано чуть больше, чем годом ранее (35,7 и 64,15 млн тонн соответственно), а дизтоплива и авиакеросина — немного меньше (67,39 и 8,53 млн тонн). На фоне роста объемов добычи нефти (подробнее см. «Пир во время чумы» в «НиК» №1-2, 2010 г.) доля переработки на тонну добытого сырья по сравнению с прошлогодним показателем сократилась почти на 1% — до 47,5%.
В пятерке компаний, лидирующих по объемам переработки, произошли изменения. Если в 2007 и 2008 годах третье место (после «Роснефти» и «ЛУКОЙЛа») занимала ТНК-ВР, а за ней следовали «Сургутнефтегаз» и «Башнефть», то в 2009 году российско-британская компания сократила переработку более чем на 1,3 млн тонн и переместилась на пятое место. «Башнефть», продолжившая рост, поднялась на третью строчку; «Сургут», практически не изменивший своих показателей, остался на четвертой (см. «Кто сколько?»).
Вообще среди ВИНК ТНК-ВР оказалась лидером по падению объемов переработки. Среди отдельных НПЗ максимальное снижение производства показал лукойловский «НОРСИ» — минус 0,87 млн тонн по сравнению с 2008 годом (см. «Рекорды»).
Модернизируй это
Снижение объемов переработки по некоторым заводам закономерно объясняется падением спроса на нефтепродукты и плановыми остановками в рамках выполнения программ реконструкции и модернизации. Абсолютное большинство компаний их не прекратили, и в кризисном году целый ряд предприятий рапортовали о вводе в эксплуатацию новых мощностей. Правда, преимущественно это были не центральные установки, а те, которые в перспективе будут обеспечивать полноценную работу объектов гидрогенизации и изомеризации.
Так, в конце года «Роснефть» ввела в строй автономные водородные установки на Сызранском и Куйбышевском заводах, проекты которых разрабатывались еще при «ЮКОСе», а строительство началось в 2007 году. С появлением водородной установки Сызранский НПЗ сможет выпускать 1,8 млн твг дизельного топлива стандарта Евро-3. В нынешнем году к новому объекту будет добавлен блок концентрирования водородсодержащего газа, после чего установка гидроочистки сможет перейти на выпуск дизеля стандарта Евро-4. Куйбышевский же завод, установка на котором уже снабжена блоком короткоцикловой адсорбции, а значит, может производить водород чистотой 99,9%, начинает выпуск дизеля по стандарту Евро-4 с нынешнего года (подробнее см. «Без спешки — шаг за шагом» в «НиК» №12, 2009 г.).
Из восточных НПЗ «Роснефти» запуск модернизированной установки совершила АНХК — это установка по производству серной кислоты. Ее мощность после реконструкции возросла на 50% — до 55 тыс. твг. По информации «Роснефти», реконструкция установки проводилась в рамках планов по значительному увеличению выпуска малосернистых нефтепродуктов, а также полному вовлечению в производство излишков сероводорода.
Водородная установка заработала и на ЯНОСе «Славнефти». Она также будет обеспечивать водородом высокой чистоты (99,5%) пока не построенные установки гидроочистки дизельного топлива и изомеризации (а до того, как они заработают, другие объекты завода). По данным «Славнефти», установка на ЯНОСе — первая в России, работающая по методу паровой каталитической конверсии из бензиновых фракций. Кстати, строили ее так же долго, как и на самарских заводах «Роснефти» — с 2007 года. Кроме того, в Ярославле введен в эксплуатацию блок химподготовки воды. А уже в этом году на ЯНОСе введена в строй новая установка первичной переработки нефти мощностью 4 млн твг, которая заменит две старые «первички» — АВТ-1 и АВТ-2.
На НПЗ «ЛУКОЙЛа» основной прогресс модернизации пришелся на 2005-07 годы, однако компания Вагита Алекперова не останавливается на достигнутом. По данным квартальных отчетов, в 2009 году на Кстовском НПЗ, кроме прочего, был смонтирован второй реактор на установке гидроочистки дизельных топлив. На «Пермьнефтеоргсинтезе» на 219 тыс. твг увеличена мощность установки АВТ-4. В Волгограде закончена реконструкция установки гидроочистки керосина, увеличена мощность блока гидроочистки прямогонного бензина на установке риформинга, а также мощность установки замедленного коксования. В Ухте «ЛУКОЙЛ» досрочно ввел в эксплуатацию установку изомеризации, и предприятие перешло на выпуск бензинов по стандарту Евро-3.
Более масштабные стройки были завершены на «Салаватнефтеоргсинтезе» и Омском НПЗ. В Салавате в эксплуатацию ввели установку висбрекинга мощностью 1,5 млн твг. Ее строительство началось в 2007 году и было призвано увеличить выпуск дизельного топлива за счет получения товарных мазутов из тяжелых нефтяных остатков без вовлечения в этот процесс светлых нефтепродуктов. Правда, несмотря на ввод установки, по итогам 2009 года «Салават» производство дизеля не нарастил, а сократил — почти на 386 тыс. тонн.
В Омске завершилась реконструкция установки гидроочистки дизельного топлива, центральной частью которой была замена реакторного блока. Кроме того, мощность установки была увеличена до 2 млн твг. Обновленная гидроочистка стала первым объектом на Омском НПЗ, способным выпускать дизтопливо стандартов Евро-4 и Евро-5.
В июле на Уфимском НПЗ, который вместе с другими башкирскими активами с апреля 2009 года входит в состав АФК «Система» (подробнее см. «Вошел в «Систему» в «НиК» №4, 2009 г.), были введены в эксплуатацию два новых реактора на установке гидроочистки вакуумных газойлей. Как сообщил директор предприятия Анатолий Сухоруков, с их запуском завод получил техническую возможность полностью перейти на выпуск нефтепродуктов стандарта Евро-4, тогда как ранее только 20% продукции УНПЗ соответствовало этому стандарту. Кроме того, предприятие сможет увеличить объем первичной переработки на 500 тыс. твг. Кстати, по итогам 2009 года УНПЗ уже переработал почти на 370 тыс. тонн больше, чем годом ранее.
На другом предприятии «Системы» — «Новойле», по информации его директора Сергея Борисова, в 2009 году была проведена замена каталитической системы и монтаж дополнительного реактора на блоке гидроочистки дизтоплива установки. Кроме того, блок изомеризации на установке риформинга был переведен на технологию низкотемпературной изомеризации, также был модернизирован блок извлечения бензола из бензинов каталитического риформинга на установке вторичной перегонки бензинов.
А самые масштабные работы «Система» вела на «Уфанефтехиме». Здесь, по информации директора предприятия Вадима Николайчука, были введены в эксплуатацию установка замедленного коксования мощностью 1,2 млн твг и водородная установка, газ с которой поставляется и на другие заводы уфимской группы. После ввода в строй этих объектов глубина переработки нефти на заводе повысилась до 92-95%. Это лучший показатель в отрасли. На сегодняшний день 90% дизтоплива и 30% бензина, выпускаемые на «Уфанефтехиме», соответствуют стандарту Евро-4.
А вот Московскому НПЗ пока попрежнему особо нечем похвастаться: здесь в прошлом году реконструировали наливную железнодорожную эстакаду. Летом акционеры завода пришли к решению выделить средства на полную его модернизацию и приняли план реконструкции, но до практической его реализации пока далеко (см. также «Лучший выход из финансового кризиса — модернизация» в «НиК» №3, 2009 г.).
Не было новостей и с предприятий ТНК-ВР. По свидетельству директора Рязанской НПК Дмитрия Бедарева, антикризисная политика компании предполагала инвестирование в проекты, связанные с экологией и безопасностью, тогда как проекты коммерческого развития, в том числе и по повышению глубины переработки нефти, были приостановлены. Правда, осенью Рязань возобновила финансирование стро ительства вакуумного блока на установке первичной переработки АТ-6.
Лучшее, конечно, впереди
Отсрочка в ужесточении стандартов топлива (см., например, «Техрегламент: год вперед — два назад» в «НиК» №10, 2008 г.), которой добились нефтяники, позволила, а кризис, ограничивший доступ к инвестиционным ресурсам, заставил продлить сроки реализации программ модернизации НПЗ. По итогам 2008 года нефтяные компании объявили о сокращении инвестиционных программ, но с повышением цен на нефть уже в II квартале повысили планы по вложениям — в том числе и в переработку.
Так, весной 2009 года началось строительство установки изомеризации в Сызрани. Как сообщил директор завода Николай Лядин, в технологическую цепочку предприятия она войдет к концу 2010 года. Кроме того, по его словам, летом-осенью нынешнего года в Сызрани заработает блок выделения бензолсодержащей фракции установки каталитического риформинга и вторая очередь установки по производству серной кислоты методом «мокрого катализа». В общей сложности в модернизацию предприятия будет вложено 5 млрд рублей — в два с половиной раза больше, чем в 2009 году. На других заводах самарской группы «Роснефть» планирует реконструировать установку изомеризации (Новокуйбышевский) и установку висбрекинга (Куйбышевский).
Установки замедленного коксования строятся на двух восточных заводах «Роснефти» — в Ачинске и Комсомольске-на-Амуре. Они дол жны быть введены в эксплуатацию в 2010 году. Кроме того, в Комсомольске продолжается расширение мощностей по первичной переработке, в результате которого завод сможет перерабатывать 8 млн твг (вместо нынешних 7,3 млн). Наконец, как планировал в середине прошлого года генеральный директор НПЗ Владимир Мелехин, в 2010 году в Комсомольске должно начаться строительство комплекса гидрокрекинга. По данным заместителя генерального директора КНПЗ Алексея Чепурных, в этом году в реконструкцию завода будет вложено до 8 млрд рублей — в 2,3 раза больше, чем 2009 году. На текущий год также запланировано завершение строительства комплекса изомеризации на АНХК.
В сентябре прошлого года инвестиционный комитет ТНК-ВР одобрил проект по строительству установки изомеризации пентан-гексановой фракции на Саратовском НПЗ мощностью 300 тыс. твг, начать которое предполагается в 2010 году, а закончить в 2011.
В минувшем марте на Омском НПЗ началось сооружение установок гидроочистки дизельных топлив и бензина каталитического крекинга мощностью 3 млн и 1,2 млн твг соответственно. Выпускаемая ими продукция будет соответствовать стандартам Евро-4 и Евро-5; в эксплуатацию комплекс планируется ввести в 2012 году. Кроме того, «Газпром нефть» начинает инвестировать в строительство комплекса по малотоннажному смешению, фасовке и отгрузке масел на Омском НПЗ, общие затраты на сооружение которого оцениваются в 2 млрд рублей. Его ввод в эксплуатацию также запланирован на 2012 год. А нынешним летом «Газпром нефть» намерена запустить на Омском НПЗ комплекс изомеризации, строительство которого началось в прошлом году. В отличие от многих других заводов (а до 2012 года в России должно быть введено в эксплуатацию 12 изомеризаций), в Омске строят по отечественной технологии — генеральным проектировщиком установки выступило петербургское ЗАО «НХП».
В конце 2010 года «Сургутнефтегаз» обещает запустить в Киришах установку гидрокрекинга мазута мощностью 4,9 млн тонн. По состоянию на конец прошлого года все необходимое оборудование для нее было уже закуплено. Как сообщил заместитель технического директора НПЗ Борис Левченко, после того, как установка заработает, доля продукции, соответствующей стандарту Евро-4, будет доведена на предприятии до 70% с нынешних 49% .
«Славнефть» в нынешнем году планирует начать на ЯНОСе строительство установки гидроочистки бензиновых фракций каталитического крекинга и завершить строительство установки изомеризации «Изомалк». Годом позже строительство обеих установок должно быть завершено.
«Система» намерена продолжать модернизацию на всех своих уфимских НПЗ. Так, на «Уфанефтехиме» до конца октября должно пройти перевооружение установок гидроочистки дизельного топлива, гидроочистки вакуумного газойля и каталитического крекинга. На заводе поставили перед собой цель — к концу текущего года довести качество всей продукции до стандарта Евро-4, а к концу 2011 — до Евро-5. На «Новойле» в 2010 году намерены освоить выпуск авиационных топлив (включая Jet-А1), для чего предполагается, в частности, смонтировать узел ввода присадок в товарном производстве и заменить каталитический пакет на втором потоке установки гидроочистки. Что касается планов по строительству установки сернокислотного алкилирования, то, по информации президента по нефтепереработке и нефтехимии «Башнефти» Виктора Ганцева, работа по нему уже началась — сделаны рабочие проекты, закуплена часть оборудования. Однако он не уточнил, начнется ли строительство установки в нынешнем году.
Одной из следующих задач «Системы» в переработке станет решение проблемы нехватки водорода на заводах группы, которая не стояла остро до тех пор, пока предприятия выпускали топливо по стандарту Евро-2. Теперь из-за дефицита водорода, по свидетельству Виктора Ганцева, предприятия не могут переработать в полном объеме вакуумный газойль, который вынуждены продавать на сторону, но «в перспективной программе развития намечено строительство новой водородной установки на «Новойле», которая обеспечит водородом комплекс гидрокрекинга на самом «Новойле» и покроет его нехватку на других предприятиях».
Но центральным событием 2010 года в отечественной переработке должен стать запуск первого эксплуатационного комплекса 1А1 «ТАНЕКО» в Нижнекамске. В его состав, помимо установки первичной переработки, входят установки производства серы, висбрекинга гудрона, регенерации аминов, гидроочистки нафты, керосина и дизельного топлива, производства водорода и некоторые другие. В прошлом году, с расчетом на нефть, добываемую в Татарстане малыми компаниями, мощность комплекса по первичной переработке было решено увеличить вдвое — с 7 млн до 14 млн твг. Подводя итоги 2009 года, руководитель проекта Хамза Багманов сообщил, что за время строительства было освоено 72 млрд рублей (всего с начала работ 124 млрд) — абсолютный рекорд в отрасли! В ноябре 2009 года, незадолго до визита на завод российского премьер-министра, здесь была смонтирована вакуумная колонна ЭЛОУ АВТ-7, изготовленная ОАО «Волгограднефтемаш». По сообщениям «Татнефти», в 2010 году при строительстве комплекса планируется освоить 15,5 млрд рублей, причем, чтобы успеть в срок, компания будет привлекать к строительству дополнительные трудовые ресурсы.
И надо, и не надо…
По итогам 2009 года видно, что нефтяные компании оттягивали начало строительства объектов (надо признать — наиболее дорогостоящих), призванных кардинально увеличить объем выпуска светлых нефтепродуктов. Хотя, согласно докладу Сергея Шматко, до 2015 года только установок гидрокрекинга в эксплуатацию должно быть введено на 38,7 млн твг. В 2010 году, правда, в лучшем случае в строй войдет только один гидрокрекинг — в Киришах. Вместо этого активно вводились и будут вводиться в 2010 году установки облагораживающих процессов и обеспечивающие производства.
Большинство компаний планируют завершить программы модернизации к 2014 году, после которого Россия, согласно Техрегламенту, должна перейти на выпуск и потребление продукции стандарта Евро-5. Между тем, по мнению экспертов, все проекты к этому сроку реализовать не удастся, в частности, потому, что существенно возросли сроки поставки оборудования. Кроме того, как отмечают директора заводов, компаниям нет смысла форсировать выпуск высококачественных бензинов, поскольку спроса на него на российском рынке нет, а наладить его экспорт в Европу тоже непросто. В Старом Свете взят курс на «дизелизацию», и местные НПЗ вынуждены экспортировать излишки качественных бензинов, например, в США (см. также «Большие перемены» на стр. 36).
Плюс к тому в России, как известно, не создано условий для стимулирования экспорта светлых нефтепродуктов: пошлины при их вывозе составляют 70,7%, тогда как при экспорте мазута — 38,1%. По планам пошлины уравняют (на отметке 55%) в 2012 году, однако наблюдатели сомневаются, что этот срок будет выдержан. Krovinių pervežimas, Perkraustymo paslaugos, Transporto paslaugos http://sauguskrovinys.lt/
С другой стороны, с высоких трибун звучат заявления о том, что заводы, которые не уложатся (с модернизацией) в срок, должны уйти с рынка. Думается, что это слишком сильное заявление. Ведь если, например, еще в 2014 году предусмотрен выпуск дизтоплива по стандарту Евро-1 для АПК, то сложно поверить, что с 2015 года сельхозпроизводители поголовно перейдут на Евро-5… А значит, какие-то заводы должны будут обеспечивать этот спрос.
- Подробности
- Категория: Текущие
- Опубликовано: 14 Май 2010
- Просмотров: 2583
Средневзвешенные цены на московских АЗС
от 02.12.2024
Марка | ДТ | Аи-92 | Аи-95 | |
Цена | 67,83 | 55,06 | 60,94 | 83,92 |
Изменение | +0,24 | +0,25 | +0,24 | +0,26 |