"Российская газета" - Экономика Северо-Запада №6831 (260) , 18.11.2015

 

Генеральная прокуратура России обнародовала результаты глобальной проверки на автозаправочных станциях страны. В ходе рейдов было выявлено более 30 тысяч нарушений. Свои проверки провели санитарные врачи, Ростехнадзор, блогеры, автолюбители. Появляются карты нарушений, "черные" и "белые" списки АЗС.

По кому шумит двигатель

Автозаправочные станции контролирующие ведомства проверяли издавна. Но еще никогда к проверкам не было такого пристального внимания. Связанно это со множеством факторов.

Во-первых, с начала следующего года в России начинает действовать технический регламент для автомобилей стандарта Евро-5. Вообще-то он призван регулировать объемы выхлопов, но по сути вводятся серьезные ограничения для автомобилей с пробегом. Это касается большинства иномарок с двигателями, выпущенными после 2009 года. В ряде случаев стандартам соответствуют лишь те, что изготовлены после 2012-го. Таким образом, иностранные автомобили старше 2009 года в Россию можно будет ввозить, но только при условии, что они будут переоборудованы по современным стандартам. Все это означает, что эпоха мегадешевых машин, которые отправлялись на свалку после первой же поломки, уходит окончательно. Люди заинтересованы в том, чтобы сохранить авто в рабочем состоянии как можно дольше. На этом фоне появилось множество мифов об особо опасном бензине, который способен за одну заправку "убить" даже самую надежную машину.

Второй момент: поломки автомобиля в сервисных центрах нередко списывают на некачественное масло или топливо. Председатель петербургского отделения Федерации автовладельцев России Дмитрий Можегов утверждает, что бензин действительно может пагубно влиять на двигатель. Правда, процесс этот не одномоментный.

Но дьявол кроется в деталях. Дилерские центры продают машины и, как все компании в отрасли, терпят убытки в связи с общей экономической ситуацией. Конечно, они продолжают давать гарантию на ремонт, но каждое обращение влечет за собой новые расходы, которые автосалон всеми силами старается избежать. Такие "симптомы", как поломка двигателя, требуют замены дорогостоящих деталей, а потому для дилера ключевое значение имеет причина поломки. Ведь в типовых договорах на гарантийный ремонт нередко указывается, что ремонтируется заводской брак, а если двигатель забарахлил из-за некачественного топлива, то покупатель должен чинить машину за свой счет.

В среднем на заправках недолив может достигать 300 миллилитров на каждые 10 литров

Но часто установить истинную причину выхода из строя двигателя можно только после экспертизы в лаборатории. Проводить ее за свой счет дилер, понятное дело, не стремится. Поэтому недобросовестные сотрудники салонов готовы отказывать клиентам в ремонте, кивая на качество топлива. Лишь самые настырные автолюбители проводят независимую экспертизу за свой счет, и если проблема оказывается в заводских деталях, то дилер проводит ремонт и возвращает деньги за экспертизу. Но многие соглашаются провести ремонт за свой счет и винят в поломке АЗС, где заправлялись чаще всего.

Подогревают интерес к качеству топлива и разнообразные гаджеты. В любом специализированном магазине можно купить несколько вариантов октанометров и тест-полосок, которые, если верить инструкциям, позволяют самостоятельно проверить качество топлива.

Нет дыма без огня

Еще с конца прошлого года Федерация автовладельцев России запустила специальное мобильное приложение, позволяющее водителям составлять свой собственный рейтинг АЗС. Так вот, судя по отзывам, в Петербурге топливо лучше, чем в большинстве регионов СЗФО или в Центральной России.

Но нарекания все равно есть. Жалобы чаще всего поступают на две крупные сети, и автомобилисты на форумах склоняются к тому, чтобы объезжать их стороной.

Старший помощник прокурора Санкт-Петербурга Марина Николаева отметила, что проблемы с качеством топлива выявлены на заправке ООО "Фаэтон" по адресу: улица Верхняя, участок, 1.

- Показатели дизельного топлива Евро и бензина марок АИ-95 и АИ-92 не соответствовали требованиям технического регламента, - отмечает Марина Николаева.

По итогам проверки на АЗС на юридическое лицо наложили штраф в 200 тысяч рублей.

А на заправках, принадлежащих "ПТК-Сервис" в Александровском парке и на Аптекарской набережной не было информации о марке топлива и его экологическом классе. Плюс ко всему отходы на обеих АЗС хранились с нарушениями. В данном случае штраф составил 20 тысяч рублей.

Такой разброс сумм неудивителен. В первом случае АЗС продавала дешевое топливо по цене дорогого. Максимальное наказание за продажу бензина с нарушениями таможенного регламента сейчас составляет 300 тысяч рублей. Росстандарт считает, что и этих сумм недостаточно. Поэтому сейчас ведомство предлагает ввести прогрессивную шкалу штрафов - от одного до 15 процентов от выручки конкретной АЗС, нарушившей закон.

В рамках собственной проверки специалисты ведомства посетили свыше трех тысяч АЗС по всей стране, и в 666 случаях обнаружили в бензине повышенное содержание серы.

Другая серьезная проблема - недолив. В ведомстве считают, что в среднем на заправках недолив может достигать 300 миллилитров на каждые 10 литров.

- Мы тоже неоднократно сталкивались с проблемой недолива, - говорит Дмитрий Можегов. - Иногда в пятилитровую канистру без зазрения совести наливают шесть литров бензина. Несколько раз ругался по этому поводу с сотрудниками АЗС, в ответ слышал самые разнообразные версии, вплоть до того, что у меня канистра растянулась.

По словам Можегова, в чеках тоже указывается завышенная сумма, что может свидетельствовать о том, что в программном обеспечении закралась ошибка.

Но доказать недолив крайне сложно. Яркий пример - судебная тяжба между "ПТК", Роспотребнадзором и автолюбителем. Петербуржец, заправляя на Удельном проспекте свой BMW X5, попросил полный бак. И ему залили 82 литра бензина. Но в баке еще оставалось топливо, и, по расчетам автолюбителя, счетчик показал на пять литров больше, чем могло поместиться в бак. Мужчина вызвал полицию, потом обратился в Роспотребнадзор, который вынес АЗС штраф в размере 20 тысяч. Но Арбитражный суд это решение отменил, поскольку все расчеты, такие как расход горючего, - категории приблизительные.

Чисто теоретически проверить, сколько было залито бензина, можно с помощью мерников - специальных емкостей. Но эта система не работает, если в баке есть бензин, а с пустым баком, понятное дело, никто не ездит.

Что делать?

Крупномасштабные проверки АЗС продолжатся и в следующем году. По крайней мере, с таким заявлением выступило руководство Ростехнадзора. Жалобы на работу заправок принимают как в Роспотребнадзоре, так и в прокуратуре.

Практика показывает, что чаще всего контролирующие ведомства встают на сторону автолюбителей. В минпромторг уже поступило предложение внедрить на АЗС фискальные счетчики, предполагается, что это может помочь бороться с перепрограммированием колонок. На форумах автолюбителям советуют чаще требовать мерники. В федерации автовладельцев считают, что бороться с некачественной работой некоторых АЗС можно с помощью общественного контроля и распространения информации о результатах проверок.

- Важно, чтобы люди знали, кто из игроков допускает нарушения. Сейчас этому вопросу начали уделять внимание, а значит, лед двинулся, - считает Дмитрий Можегов.

 

Прямая речь

Гинтарас Мацияускас, генеральный директор ООО "Несте-Санкт-Петербург" (сеть АЗС Neste Oil):

- Мне трудно что-то говорить про наших конкурентов по понятным причинам. Но качество бензина на всех АЗС должно соответствовать экологическому уровню Евро-5 и требованиям ГОСТа. И в АЗС сети Neste Oil оно соответствует этим требованиям, более того, как показывает практика, некоторые параметры нашего топлива превышают требования государственного стандарта. Во многом это достигается за счет системы контроля качества. АЗС не только могут, но и должны контролировать качество топлива. Чем больше контрольных точек - тем лучше. Но все это остается чистой теорией, если в компании не существует системного подхода и возможности контрольных точек не используются.

Больше всего возможностей контроля качества топлива есть у тех компаний, которые работают с собственной нефтебазой. Так как мы работаем с собственной нефтебазой, то контроль качества начинается с приемки железнодорожных цистерн. При приемке топлива на терминал, до разгрузки нефтепродуктов в резервуары, обязательно осуществляется входной контроль. Он включает в себя ряд приемо-сдаточных испытаний проб топлива из каждой цистерны. На основании полученных данных выпускается протокол испытаний (это делает независимая сюрвейерская лаборатория SGS). Только после этого, если нет несоответствий по качеству, топливо может быть принято в резервуар для хранения. Затем эта же независимая компания отбирает пробы нефтепродукта из резервуара и проводит испытание, после которого на данную партию топлива выпускается паспорт качества, копия которого имеется на каждой АЗС. С регулярной периодичностью лабораторный анализ осуществляется сюрвейерами также в процессе хранения и обязательно перед отправкой топлива на АЗС компании и клиентам. На АЗС независимая лаборатория также проводит регулярный мониторинг качества топлива на АЗС. Система достаточно сложная и многоступенчатая, но это дает нам уверенность в качестве продаваемых нефтепродуктов - от производителя до бака клиента.

Нами применяется еще один весьма действенный метод контроля. Выбрав один день, никого не предупреждая заранее, менеджеры компании объезжают примерно десять АЗС и берут пробы топлива прямо из пистолетов. На следующий день пробы сдаются для анализа в надежную лабораторию, не имеющую ни малейшего отношения к нашей сети. Результат подтверждает действенность системы: все отобранное топливо отличного качества и по испытываемым параметрам соответствует требованиям ГОСТа и нашим внутренним стандартам.

К экспресс-методикам отношение двойственное. Все зависит от того, что подразумевается под "проверкой качества". Чтобы получить объективный результат, надо придерживаться определенных процедур отбора проб, правильно с пробами обращаться и проверять их в аттестованной лаборатории. Если проверкой качества считать ощущения типа "как тянет мой двигатель", то это, конечно, очень субъективно... Еще бывает вариант, когда пробы отбираются из топливного бака автомобиля. Это тоже довольно сомнительный вариант по двум причинам: первая - невозможно определить, с одной ли АЗС все топливо в баке, вторая - люди часто забывают, что при перепаде температур в топливном баке скапливается конденсат, и это нередко является причиной сбоев в работе всей топливной системы автомобиля.

В то же время мы полностью поддерживаем инициативы борьбы с любыми противоправными действиями, в том числе распространением суррогатного или нелегального топлива. Все это плохо влияет на социальную экономику (в виде неуплаченных налогов), искажает топливный рынок, а также подрывает общее доверие потребителей ко всему рынку АЗС.