Документы

Топливно-энергетический комплекс был и остается фундаментом развития экономики страны. Социально-экономическая и политическая стабильность России во многом определяется состоянием топливно-энергетического комплекса.

Доля отраслей топливно-энергетического комплекса в объёме ВВП составляет 25,4 %, в том числе 14,1 % – нефтяной комплекс, 6,9 % – газовый комплекс, 3,7 % – электроэнергетика и 0,7 % – угольная промышленность.

За последние 3 года в отраслях ТЭК произошли значительные перемены. Рост мировых цен на нефть и другие энергоресурсы повлиял на финансовые результаты отраслей комплекса, на доходность бюджета страны. ТЭК обеспечивает до 35 % всех налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и до 55 % валютных поступлений.

Оценка итогов деятельности отраслей топливно-энергетического комплекса в 2004 году показала, что в целом ТЭК продолжал наращивать уровни добычи и производства топливно-энергетических ресурсов и обеспечивал как внутренние потребности страны в энергоресурсах, так и выполнение экспортных обязательств. Так, добыча нефти в 2004 году выросла на 10,9 % и достигла рекордного рубежа за последние 10 лет – 458,8 млн. тонн.

Вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (всего 12) добыто более 400 млн. тонн или 90 % всего объёма добычи нефти. Наибольший объём добычи нефти обеспечили нефтяные компании «ЮКОС» – 85,7 млн. тонн, «ЛУКОЙЛ» – 84,1 млн. тонн и «Сургутнефтегаз» – 59,6 млн. тонн.

В 2004 году в мире продолжился существенный рост цен на углеводородное сырье. На внутреннем рынке России наблюдалась аналогичная ситуация. Так, при росте потребительских цен с октября 2003 года по октябрь 2004 года на 11,5 % средние цены внутреннего рынка на низкооктановый автомобильный бензин выросли на 48,8 % и составили 13,3 рублей за 1 литр, на высокооктановый бензин на 49,3 % – до 15,7 рублей, на дизельное топливо на 51,3 % – до 13,6 рублей за 1 литр.

Рост цен на нефтепродукты оказал негативное воздействие на российских потребителей. К примеру, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» на закупку нефтепродуктов для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации было предусмотрено выделение 17,85 млрд. рублей бюджетных средств, на которые планировалось закупить 2,9 млн. тонн нефтепродуктов, установив при этом (с учётом прогнозируемого роста) лимиты расхода топлива в объёме 92-93 % от уровня 2003 года.

Однако в связи с ростом цен на нефтепродукты обеспечение войск и сил флота страны нефтепродуктами в 2004 году существенно осложнилось. Так, за 11 месяцев 2004 года средняя цена автобензина выросла на 45 %, дизельного топлива – на 61 %, авиакеросина – на 55 %, мазута – на 39 %. В результате, даже с учётом дополнительно выделенных в 2004 году Правительством Российской Федерации 2,1 млрд. рублей закуплено только 2,7 млн. тонн топлива, что составило не более 90 % от запланированных годовых объёмов.

Обострение ситуации с закупками нефтепродуктов потребовало корректировки лимитов и соответственно мероприятий боевой подготовки в сторону их сокращения. Лимиты расхода автобензина Вооруженным Силам Российской Федерации на 2004 год были уменьшены на 20 %, дизельного топлива – на 18 %, авиационного керосина – на 12 %.

В августе 2004 года в России произошла парадоксальная ситуация, когда цена бензина на отечественном розничном рынке сравнялась с ценой бензина в США. Так, один литр бензина марки Аи-95 на АЗС г. Москвы стоил 15,10 рублей, а средняя розничная цена соответствующей марки бензина в США – 1,97 долларов США за 1 галлон, что в пересчете составляет 15,20 рублей за 1 литр. При этом в некоторых штатах средняя стоимость бензина оказалась ниже, чем в Москве. На 1 декабря это соотношение изменилось не в лучшую сторону: в США 1 литр бензина стоил 16,10 рублей, а в России – 16,50 рубля.

Основными причинами роста цен на нефтепродукты, по нашему мнению, являются: 1. Существенные изменения в ценовой и тарифной политике.

Так, с конца 2002 года в России наблюдается значительный рост цен на продукцию и услуги всех основных отраслей промышленности и естественных монополий, в том числе: – на 44 % выросли тарифы на газ для промышленных потребителей; – более чем на 44 % возросли тарифы на грузовые железнодорожные перевозки; – на 40-60 % увеличились тарифы на тепловую энергию; – более чем на 80 % выросли тарифы на электроэнергию; – до 80 % увеличились цены на трубы.

2. Изменения в налогообложении операций по реализации нефтепродуктов в 2003-2004 годах: – акцизы на нефтепродукты с конца 2002 года по ноябрь 2004 года увеличились на 62,4 %; – ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с января 2003 года по ноябрь 2004 года выросли на 47 %.

3. Отсутствует система управления запасами нефтепродуктов со стороны государства.

В 2004 году наблюдалась устойчивая тенденция снижения остатков запасов нефтепродуктов (автобензинов и дизельного топлива) на нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах Российской Федерации, что в конечном итоге способствовало росту цен.

На 1 октября 2004 года остатки запасов дизельного топлива сократились на 77 %, автобензинов – на 40 %.

4. Сезонное увеличение спроса на моторные топлива, связанное с сельскохозяйственными работами в краткосрочном периоде (в марте-сентябре 2004 года).

Так, потребление дизельного топлива в период весенних полевых работ 2004 года увеличилось на 60-70 %, низкооктановых бензинов – на 40-50 %, высокооктановых бензинов – на 25-27 %.

5. Несбалансированный со стороны государства график остановок нефтеперерабатывающих заводов на профилактический ремонт (регулируется самими нефтяными компаниями).

В случае одновременной остановки нескольких НПЗ в регионах, которые обеспечиваются нефтепродуктами с этих заводов, возникает локальный дефицит, что также приводит к росту цен.

6. Существующая нормативно-правовая база не позволяет органам исполнительной власти оперативно воздействовать на ценовую ситуацию внутреннего рынка нефтепродуктов в периоды повышенного спроса.

7. Российский рынок по реализации нефтепродуктов практически поделен между крупнейшими нефтяными компаниями: – в Северо-Западном федеральном округе преобладающим влиянием на рынке по объёмам продаж пользуются нефтяные компании «Сургутнефтегаз» и «Славнефть»; – в Центральном федеральном округе – нефтяная компания «ТНК-ВР» и Московская топливная нефтяная компания; – в Приволжском федеральном округе – группа уфимских заводов и нефтяная компания «ЮКОС»; – в Южном федеральном округе – нефтяные компании «Роснефть», «ТНК-ВР» и «ЛУКОЙЛ»; – в Уральском федеральном округе – нефтяные компании «ЮКОС» и «Сибнефть»; – в Дальневосточном федеральном округе – нефтяная компания «Роснефть».

Причиной такой ситуации, по нашему мнению, является то, что государство (в первую очередь Федеральная антимономольная служба) пока не научилось обнаруживать и доказывать факты наличия картельного соглашения (фактически сговора) между нефтяными компаниями в области ценовой политики.

Проверка нефтяных компаний «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть» в 2003-2004 годах показала следующее.

Финансово-экономические результаты деятельности крупнейшей российской нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» формировались в условиях роста объёма добычи нефти, изменения структуры продаж в части увеличения доли экспорта и роста цен реализуемой продукции.

Начиная со II квартала 2002 года, отмечается стабильно значительный рост цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках.

Цены на нефть марки «Юралс» (CIF Med) выросли в 2003 году на 14,1 %, в I полугодии 2004 г. – на 15,9 %. Цены на лёгкие дистилляторы за указанный период увеличились более чем на 20 %, на мазут – на 15 %.

На внутреннем рынке страны средняя цена реализации нефтепродуктов в 2003 году возросла на 15,3 %, в I полугодии 2004 года – на 17,8 %.

Ценовая политика нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» формировалась, исходя из приоритетных задач: увеличения притока денежных средств и максимизации прибыли. Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» в финансово-хозяйственной деятельности широко применяла внутрикорпоративные (трансфертные) цены, позволявшие минимизировать налогообложение и перераспределять финансовые потоки, сконцентрировав их в головной компании. С этой целью головная компания закупала основные объёмы нефти у своих нефтегазодобывающих дочерних обществ по внутрикорпоративным ценам для дальнейшей реализации на экспорт или поставки на нефтеперерабатывающие заводы, которые осуществляли переработку давальческого сырья (нефти Компании) также по внутрикорпоративным ценам «процессинга».

Закупочные цены на нефть и цены на услуги «процессинга» формировались исходя из себестоимости добычи нефти и её переработки, а также с учётом прибыли, необходимой для осуществления текущей производственно-хозяйственной деятельности, уплаты налогов и частичного покрытия инвестиционных затрат (инвестиционная составляющая в цене). Так, средняя цена нефти, закупаемой головной компанией у добывающих обществ, в 2003 году составляла 2512,0 рублей за 1 тонну, в I полугодии 2004 г. – 2681,0 рублей (рост на 6,7 %).

Средние затраты (с учётом налогов и сальдо по операционным и внереализационным расходам) по добыче 1 тонны нефти соответственно составляли 2209,5 рублей и 2363,6 рублей (рост на 7,0 %). При этом себестоимость добычи 1 тонны нефти (без учёта налога на добычу полезных ископаемых, управленческих и коммерческих расходов) в среднем в целом по Холдингу снизилась с 778,8 рублей (в 2003 году) до 752,4 рублей (в I полугодии 2004 г.), или на 3,4 %, в том числе по добывающим предприятиям: ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» – на 2,0 %, ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» – на 1,0 %, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» – на 1,6 %, ОАО «ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг ЛТД» – на 7,1 %. Напротив, объём налогов (НДПИ, НДС, налог на прибыль), уплачиваемых с 1 тонны добытой нефти, увеличился с 1321,0 рублей до 1480,2 рублей, или на 12,1 %. Причем их величина в расчёте на 1 тонну добытой нефти превышала себестоимость добычи в 2003 году в 1,7 раза, в I полугодии 2004 г. – в 2 раза.

Доля налогов в средней закупочной цене нефти по ОАО «ЛУКОЙЛ» (головная компания) увеличилась с 52,6 % в 2003 году до 55,2 % в I полугодии 2004 г., в том числе по ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» – с 54,3 % до 57,8 %.

Средняя рентабельность в закупочной цене нефти (по чистой прибыли, без учёта инвестиционной составляющей) в целом по Компании в 2003 году составляла 14,4 % и колебалась от 5,9 % (ОАО «Битран») до 36,7 % (ОАО «ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг ЛТД»), в I полугодии 2004 г. она несколько снизилась – 14,0 %, её диапазон – от 1,9 % (ООО «Нарьянмарнефтегаз») до 37,1 % (ЗАО «ЛУКОЙЛ-АИК»).

Средняя стоимость услуг по переработке 1 тонны нефти в 2003 году составляла 639,9 рублей (от 310,9 рублей в ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» до 876,0 рублей в ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»), в I полугодии 2004 г. – 628,3 рублей (от 523,9 рублей в ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» до 822,2 рублей в ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»).

Себестоимость переработки 1 тонны нефти в 2003 году составляла 398,9 рублей (от 206,1 рублей в ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» до 627,9 рублей в ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»), в I полугодии 2004 г. – 425,1 рублей (от 272,2 рублей в ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» до 541,0 рублей в ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»).

Средняя рентабельность в цене «процессинга» (отношение чистой прибыли к цене) увеличилась с 19,0 % в 2003 году до 20,7 % в I полугодии 2004 г., в том числе: в ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» – с 13,7 % до 14,9 %; в ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» – с 24,8 % до 25,2 %; в ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» – с 17,2 % до 19,8 %; в ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» – с 9,1 % до 20,6 %.

Ценовая политика ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» при реализации нефтепродуктов также была направлена на централизацию финансовых ресурсов в головной компании. С этой целью устанавливались внутрикорпоративные отпускные цены на нефтепродукты (собственником которых являлась головная компания) при их реализации предприятиям нефтепродуктообеспечения, входящим в Холдинг, для дальнейшей реализации в розницу, крупным и мелким оптом, по договорам коммерческой субконцессии.

Уровень отпускных цен устанавливался дифференцированно по каждому предприятию и регулярно пересматривался в зависимости от конъюнктуры оптового рынка в регионах сбыта.

Анализ динамики средних отпускных цен ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» за 2003-2004 годы на нефтепродукты, продаваемые дочерним обществам нефтепродуктообеспечения, показал их значительный рост, в том числе: – низкооктанового бензина (А-76): за 2003 год на 29,2 % (с 6850 рублей за 1 тонну в январе до 8850 рублей в декабре), за 10 месяцев 2004 г. – на 47,5 % (до 13050 рублей в октябре); – высокооктанового бензина (АИ-92): за 2003 год на 32,5 % (с 8150 рублей до 10800 рублей), за 10 месяцев 2004 г. – на 38,0 % (до 14900 рублей); – дизельного топлива (летнего): за 2003 год на 16,8 % (с 6250 рублей до 7300 рублей), а за 10 месяцев 2004 г. – на 54,8 % (до 11300 рублей).

В целом за 2003 год и 10 месяцев 2004 года оптовые цены на низкооктановый бензин (А-76) увеличились в 1,9 раза, на высокооктановый бензин (АИ-92) и на дизельное топливо (летнее) – в 1,8 раза. Причём в 2004 году темп роста оптовых цен был значительно выше, чем в 2003 году.

Розничные и мелкооптовые цены продаж нефтепродуктов на нефтебазах и АЗС головной компанией «ЛУКОЙЛ» не утверждались, однако регулировались через оптовые цены, исходя из конъюнктуры региональных рынков сбыта.

Анализ динамики средних розничных цен реализации нефтепродуктов в отдельных субъектах Российской Федерации (Московской, Пермской областях и Краснодарском крае) показал их рост за 2003 год и 10 месяцев 2004 года в среднем в 1,5 раза. Так, в Московской области средние розничные цены возросли: – низкооктанового бензина (А-76): за 2003 год на 10,8 % (с 8,3 рублей за 1 литр в январе до 9,2 рублей в декабре), за 10 месяцев 2004 г. – на 31,5 % (до 12,1 рублей в октябре); – высокооктанового бензина (АИ-92): за 2003 год на 16,5 % (с 9,7 рублей до 11,3 рублей), а за 10 месяцев 2004 г. – на 27,4 % (до 14,4 рублей); – дизельного топлива (летнего): за 2003 год на 11,0 % (с 8,2 рублей до 9,1 рублей), за 10 месяцев 2004 г. – на 31,9 % (до 12,0 рублей).

Таким образом, темп роста розничных цен на нефтепродукты ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» в 2003-2004 годах был значительно ниже темпа роста их оптовых цен реализации.

Рентабельность продаж предприятий нефтепродуктообеспечения ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» в 2003 году была невысокой и находилась в пределах от 0,94 % (ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт») до 6,3 % (ООО «ЛУКОЙЛ-Челябнефтепродукт»), в I полугодии 2004 года – от 1,1 % (ООО «ЛУКОЙЛ-Ресурс») до 13,58 % (ООО «ЛУКОЙЛ-Вологданефтепродукт»). Это свидетельствует о концентрации основной массы прибыли от реализации нефтепродуктов в головной компании ОАО «НК «ЛУКОЙЛ».

Кроме того, применение трансфертных цен имело следующие негативные последствия: – при покупке нефти у дочерних добывающих предприятий – снижало налогооблагаемую базу для начисления налога на прибыль, уплачиваемого в бюджеты субъектов Российской Федерации; – при реализации нефти на экспорт дочерним обществам, зарегистрированным в международных оффшорных зонах – способствовало образованию прибыли у нерезидентов, снижая поступление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации; – при реализации нефтепродуктов дочерним обществам нефтепродуктообеспечения – стимулировало рост розничных цен и ухудшало конъюнктуру потребительского рынка нефтепродуктов.

Аналогичная ситуация с ценами на нефтепродукты наблюдается и в нефтяной компании «Роснефть». Так, оптовые цены на низкооктановые бензины за 2003 год выросли на 50,4 %, за 10 месяцев 2004 года – на 57,7 %, на высокооктановые бензины – на 23,2 % и 55,5 %, на дизельное топливо (летнее) – на 18,7 % и 49,1 % соответственно.

В целях создания необходимых условий для эффективного развития внутреннего рынка нефтепродуктов в Российской Федерации, а также ограничения роста цен на основные виды топлива рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть следующие вопросы: 1. Оперативное управление запасами нефтепродуктов.

Самым эффективным воздействием на внутренний рынок нефтепродуктов со стороны государства является система управления запасами, которая на текущий момент практически отсутствует.

Нефтяные компании регулярно и на постоянной основе направляют в органы статистики данные о производстве и запасах нефтепродуктов. Анализируя эти данные, можно с большой долей вероятности прогнозировать возможный уровень цен на нефтепродукты. Если запасы того или иного нефтепродукта уменьшаются, а рост производства не покрывает этого уменьшения, на рынке произойдет рост цен на данный вид топлива.

Государство, обладая большими ёмкостями для хранения нефтепродуктов в системах Росрезерва и акционерных компаниях «Транснефть» и «Транснефтепродукт», при дефиците нефтепродуктов может дополнительно направлять в продажу хранимые нефтепродукты и тем самым насыщать спрос и препятствовать росту цен, а при профиците – осуществлять закупку нефтепродуктов или оказывать нефтяным компаниям услуги по их хранению, не допуская затоваривания и обвала рынка нефтепродуктов.

2. Совершенствование правового регулирования биржевой торговли основными видами топлива, в том числе нефтью и нефтепродуктами.

3. О механизме установления таможенной пошлины на экспорт нефтепродуктов для субъектов предпринимательской деятельности топливно-энергетического комплекса.

Таможенная пошлина на экспорт нефтепродуктов не может быть единой, ее размер должен варьироваться от вида экспортируемого нефтепродукта при условии полного удовлетворения потребностей внутреннего рынка страны. Только в этом случае государство сможет максимизировать налоговые поступления без риска обрушить внутренний рынок нефтепродуктов.

4. Обеспечение поставок нефтепродуктов государственным потребителям (Минсельхоз России, Минтранс России, Минобороны России, силовые ведомства и др.).

Обеспечение поставок нефтепродуктов государственным потребителям должно осуществляться по ценам, исходя из фактического уровня инфляции, сложившегося в стране в данном периоде.

Аудитор Счётной палаты Российской Федерации М. И. Бесхмельницын