Документы

В условиях беспрецедентного роста мировых цен на нефть объективной рыночной реальностью становится и повышение цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Ежегодные инфляционные темпы развития российской экономики также объективно повышали цены на нефтепродукты на внутреннем рынке, поскольку индексировался и состав затрат на производство у нефтяных компаний. За последние 4 года выросли тарифы на электро- и теплоэнергию в 2,5 раза, на трубопроводный транспорт – в 2,9 раза, на железнодорожный транспорт – в 3,9 раза. Нефтяники не могут не следовать за мировой конъюнктурой и не считаться с понижением рентабельности своей работы на внутреннем рынке.

Существенным фактором роста цен на нефтепродукты стала политика государства в отношении принципов налогообложения нефтяной отрасли, которая формировалась на фоне значительного роста цен на нефть на мировом рынке. В основу налоговой политики в нефтяной отрасли была заложена идея получения интегрального эффекта – максимизация поступления денежных средств в федеральный бюджет и создания условий для развития отрасли. Сегодня внутренние рентные платежи привязаны законодательством к ценам мирового рынка и обуславливают динамику внутренних цен.

По оценке Минпромэнерго России налоговая составляющая (акциз, НДС, НДПИ и налог на прибыль) в цене бензина автомобильного низкооктанового в июле 2005 года составила порядка 50 %, в дизельном топливе – 40 %.

В целях стабилизации цен на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке, рабочими группами при Минфине России и Росэнерго рассматривается возможность отказа при расчете НДПИ от привязки к мировым ценам на нефть. Также ведется работа по дифференциации налога на добычу полезных ископаемых, учитывающей горно-геологические и экономико-технологические условия месторождений, а также условия поставок нефти на внешний и внутренний рынок.

Необходимо отметить и значительный рост ставки акциза - с 2001 года по 2005 год акцизы на нефтепродукты выросли на 96%. 21 июля 2005 года был подписан Федеральный закон № 107-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которым предусматривается стабилизация ставок акцизов в 2006 году на уровне ставок 2005 года.

Межведомственной комиссией по защитным мерам с марта 2005 года установлен новый порядок определения ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты: предусмотрена дифференциация ставок таможенной пошлины на нефтепродукты «светлые» и «темные», при которой на «темные» нефтепродукты предусмотрена ставка таможенной пошлины ниже, чем на «светлые».

Анализ таможенных пошлин, цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, а также объема экспорта нефтепродуктов за I полугодие текущего года в сравнении с соответствующим периодом прошлого года показал, что величина таможенных пошлин на цены внутреннего рынка и на объем экспорта влияния не оказывает, т.е. пошлины носят чисто фискальный характер.

Следует подчеркнуть, что краткосрочные меры по стабилизации роста цен, такие как регулирование снабженческо-сбытовой надбавки или создание налоговых преференций, может привести к дестабилизации хозяйственной деятельности субъектов нефтяной отрасли, дисбалансу на рынке и, как следствие, дефициту топлива на внутреннем рынке, а в среднесрочной перспективе еще более значительному росту цен на топливо на внутреннем рынке.

Необходимо отметить, что не смотря на повышение цен объемы потребления нефтепродуктов не сократились и даже незначительно возросли: на 2% по автобензину (прирост легкового автопарка) и порядка 3% по дизельному топливу (увеличение расхода топлива основными потребителями ввиду значительного износа парка потребляющего данный вид топлива и некоторого роста дизельного транспорта), что говорит о неэластичности спроса на внутреннем рынке нефтепродуктов.

На протяжении ряда лет внутреннее потребление и экспорт нефтепродуктов остаются неизменными. При переработке нефти выход автобензинов составляет 15%, а выход мазута – 32%. На внутренний рынок поставляется порядка 85% производимого бензина. Учитывая, что парковые мощности хранения нефтепродуктов на НПЗ незначительны, а объем производства мазута и дизельного топлива составляет 60% всего объема производимых нефтепродуктов, их экспорт осуществляется в целях избежания затоваривания внутреннего рынка.

Сегодня качество нефтепродуктов, поставляемых на экспорт, таково, что их используют либо в качестве сырья для последующей переработки, либо в качестве продукции, удовлетворяющей потребности рынков на которые у Российской Федерации нет выхода (Китай, Индия, Индонезия). При этом такой экспорт выгоден нефтяным компаниям, вследствие чего стимулов к развитию нефтепереработки нет.

Важным фактором, оказывающим влияние на рост цен на нефтепродукты, является построенная в советские времена система нефтепродуктообеспечения, которая приводит к возникновению монополизма на топливных рынках в масштабе отдельных регионов. Нефтеперерабатывающие заводы не могут конкурировать между собой из-за высокой транспортной составляющей.

Принимаются меры, направленные на совершенствование антимонопольного законодательства. В целях избежания злоупотреблений нефтяными компаниями доминирующим положением на рынке нефти и нефтепродуктов ФАС России разработал проект Федерального закона «О защите конкуренции». Проект закона был одобрен Правительством Российской Федерации и 14 июня внесен в Госдуму. 8 июля 2005 г. Госдума приняла закон в первом чтении.

Что касается прогноза цен на нефтепродукты до конца года, то исходя из опыта прошлых лет можно прогнозировать дальнейший незначительный рост цен на ГСМ вплоть до октября-ноября, когда из-за прекращения навигации на реках сократится экспорт нефтепродуктов, а в зимнее время из-за затоваривания внутреннего рынка будет наблюдаться снижение цен на ГСМ.